Продолжение медреформы от «Зе-команды»


Чтобы понять, куда может двигаться новое правительство в сверхсложной трансформации системы здравоохранения, стоит понять куда мы двигались последние годы.

Основные принципы медицинской реформы, за основу которых взята британская модель, следующие:

  • Принцип «универсального базового покрытия», независимо от состояния. Людям не нужно куда-то идти и получать страховку, государство внедряет гарантированный пакет медицинской помощи, включающий в себя услуги экстренной, первичной, амбулаторной, госпитальной и паллиативной помощи. Самостоятельно пациентам придется платить за такие услуги, как неэкстренная стоматология, обращение к врачу без направления, эстетическая медицина и тому подобное.
  • Принцип «деньги за пациентом» и создание Национальной службы здоровья Украины. Ранее медицинские учреждения получали средства в соответствии с количеством койко-мест, но по принципу «деньги за пациентом» они будут получать деньги за реально оказанные медицинские услуги от Национальной службы здоровья Украины. Государство больше не содержит медицинские учреждения, а осуществляет закупку услуг.
  • Усиление первичного звена. Во многих развитых странах мира именно на уровне семейных врачей решаются большинство обращений пациентов. Надежное первичное звено гарантирует выявление и лечение опасных заболеваний на ранних стадиях. Используя опыт Великобритании, в Украине введены обязательные профилактические осмотры и анализы для групп риска таких заболеваний, как сахарный диабет, ВИЧ, туберкулез, рак молочной железы и т.д.

Преимущества такого курса очевидны — все граждане имеют доступ к медицинским услугам и могут самостоятельно выбрать своего врача и медицинское учреждение, а тем временем больницы конкурируют за пациентов и самостоятельно перераспределяют полученные средства, которые могут расходоваться на новое оборудование, повышение квалификации врачей и т.д.

Изменится ли существующий курс вместе с властью?

Советник президента по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий соглашается с автономностью медицинских учреждений и принципом «деньги за пациентом». То есть, в этой части — никаких изменений. Михаил Радуцкий является сторонником грузинского опыта в трансформации системы охраны здоровья. Новейшая грузинская система здравоохранения была частично скопирована с американской, и в ее основе лежит принцип частного медицинского страхования. В Грузии, государство оплачивает 70% от стоимости медицинских услуг (диагностика, хирургия и т.д.) остальные 30% пациент оплачивает самостоятельно, либо за него стоимость предоставленных услуг оплачивает частная страховая компания. Между тем, незащищенные слои населения получают услуги, полностью оплаченные государством.

Советник президента предлагает внедрение подобной системы в течение двух лет. Лечение онкологии, генетических болезней, особо опасных инфекций (туберкулез, ВИЧ) и экстренная медицина полностью оплачиваются государством для всех граждан без исключения, несмотря на уровень их доходов. Далее идет разделение по уровням материального благополучия населения. Половина населения, по словам Михаила Радуцкого, находится на грани бедности, и поэтому все другие медицинские услуги они будут получать от государства бесплатно. Другая половина населения со средним и выше доходом так же, как и в грузинской модели, будет оплачивать 30% стоимости других медицинских услуг через персональное добровольное страхование, и, наконец, 1% самых богатых должен иметь полное медицинское страхование.

Мы просим обратить внимание действующей власти на недостатки и потенциальные угрозы введения этой системы. Во-первых, и самое главное, в Украине отсутствует надежный и развит рынок страховых компаний, которые способны обеспечить потребности н аселення.Может сложиться ситуация, когда человек приобрел страховой полис, но потом оказалось, что компания — банкрот, и денег на лечение нет. Во-вторых, т ака система имеет достаточно сложную схему финансирования, уменьшает ее прозрачность и понятность.Кроме того, стоит быть осмотрительными с регулировкой стоимости медицинского страхования, чтобы оно было доступно для населения.

Самый главный, и поэтому, недопустимый недостаток грузинской модели собственно в этом и заключается — население до сих пор оплачивает неприемлемо большую часть медицинских услуг из собственного кармана, эта доля составляет 56% и еще 5,6% приходится на покупку страховки. Систему, в которой более 50% стоимости фактически платит каждый гражданин самостоятельно, сложно назвать бесплатной медициной. По сравнению с Англией, на чей опыт до сих пор была ориентирована медицинская реформа, эта доля составляет всего 15%.

Хотелось бы получить больше комментариев и объяснений относительно медицинских протоколов. По мнению советника президента, мы должны ориентироваться на Польшу, хотя эта страна и не является передовой в медицине.

Об изменениях в сфере медицинского образования. Михаил Радуцкий предложил вести экзамен общего европейского образца, который используется в ЕС, но не назвал его. Еще больше вопросов вызывает предложение Михаила Радуцкого вести так называемый «медицинский акциз» на алкогольные и табачные изделия для финансирования трансформации системы охраны здоровья.

Все эти предложения были озвучены в интервью Дмитрию Гордону 13 августа 2019.

Стоит отметить, что ни Михаил Радуцкий, ни Зоряна Скалецкая (новая руководительница МОЗ) не подвергают сомнению основные принципы реформы, но критикуют предыдущее министерство за несистемный подход и увеличенный фокус на финансировании, а не на качестве оказания медицинских услуг. Так что мы ожидаем увидеть сохранение существующего курса и надеемся в ближайшем будущем услышать подробную стратегию и план действий трансформации системы здравоохранения.

В нашем анализе больший акцент сделан на заявлениях Михаила Радуцкого, а не новой руководительницы министерства, поскольку представители партии «Слуга народа» заявляют о временной роли Зоряны Скалецкой и ее возможном отстранении от должности главы Минздрава.

Анна Фущич